ГОЛЛАНДИЯ,ТЮЛЬПАНЫ,МЕЛЬНИЦЫ
СЫРЫ, КАНАЛЫ И МНОГО-МНОГО ВОДЫ…Отчет о проведенном в Фрисландии, отпуске.
Имея за спиной опыт нескольких путешествий на пенишете по Мазурским озерам, в этот раз, решили расширить географию впечатлений. Так наш выбор пал на Голландию…
Выбранные даты захватили буквально самое начало сезона. За всю неделю, встретили всего пару пенишетов и несколько парусных яхт.
Старт похода запланировали на 1 апреля. Нами в первую очередь, руководило желание погреться и насладиться буйством цветущих тюльпанов. После затянувшейся зимы, хотелось ярких красок.
Сели в самолет, и весь полет провели в предчувствии весны. Угу… Напряглись, когда пошли на снижение перед посадкой и вынырнули из облаков. Не, ну конечно, зелень мы местами на полях увидели. Но … густо присыпанную снегом. И тем не менее, в аэропорту Амстердама нас встретило солнышко. Что безусловно, добавило оптимизма.
Старт нашего путешествия состоялся из VINKEVEEN, где располагается одна из многочисленных баз чартерной компании LeBoat. Кому интересно, погуглите — крупнейший представитель аренды пенишетов по всему миру.
ПЕНИШЕТ. Пару слов, о том, что это за кораблик такой. Пенишет (фр. Pénichette, уменьшительно-ласкательное от péniche — пениш) — небольшое речное моторное судно для туризма. По сути-катер. А «пениш», в свою очередь, это распространенный в Бельгии и Франции тип грузового речного судна. Характерные особенности — тупой нос и развитые ( широкие) обводы. Что при использовании в пассажирском варианте, обеспечивает максимальный комфорт. Правда, при не очень высокой скорости. В нашем случае, 5-5, 5 узлов максимум. При длине до 14-и метров и ограниченной максимальной скорости, не требуют прав на управление вообще. 10-15 минут вводного инструктажа и все, поехали! Что безусловно, повышает доступность, и, как следствие, популярность такого вида отдыха.
У нас на борту разместились 4 двухместные каюты, 3 гальюна, кают-компания и отдельно выделенный камбуз. Морозильная камера, плюсовой холодильник, мойка, и газовая плита на 4 горелки и двумя (!) духовками! Дополнительный комфорт весь поход обеспечивал мощный отопитель. Два поста управления, внутри, в салоне, и наверху, на сан-деке ( солнечной палубе). В итоге, 8 человек экипажа, разместились с максимальным комфортом.
Трансфер. Летели мы в Амстердам из Риги. Заказывали мини-бас заранее, еще из дома. База, точка назначения, в 24 км от аэропорта, 19 минут, 86 евро. С учетом экипажа в 8 человек-вполне себе бюджетно. Хотя такси в Голландии, удовольствие не самое дешевое. Об этом немного позже.
Велосипеды. На каждой базе LeBoat есть велосипеды. Мы заказали по количеству участников, на восьмерых. Вышло итого, 640 евро на неделю. А по факту, использовали всего один раз. Но при том, в Голландии практически везде есть пункты проката велосипедов. Куда дошли-там и взяли. Покатались, вернули… Выйдет точно дешевле и логичнее. Ну, теперь то мы знаем, вот и делимся.
Такси. Так случилось, что наш кораблик подломился в первые же сутки. Вышла из строя подрулька. А на пенишетах, это неотъемлемый элемент управления, не баловство. Очень мощная. В узких маринах и каналах без нее никак… Дошли до Амстердама, размечтались ошвартоваться и погулять по городу. Не удалось. Теснота в марине и свежий ветер, не позволили. К чести LeBoat, нам тут же организовали замену. Но из другой базы, в Hindeloopen. Мы вернулись по воде ближе к «дому», ошвартовали свой пенишет, пересели в такси, вызванное компанией и уехали за 150 километров в новую локацию. По окончании путешествия, на такси же вернулись обратно, к исходному месту старта. Вышло итого 475 евро… Компания нам все расходы компенсировала без вопросов!
Судовая касса. Мы привыкли, арендуя парусные яхты, получать их с полным баком топлива, и возвращать в аналогичном состоянии. Заправляя самостоятельно. Тут же схема другая. Внесли депозит «на топливо» — 325 евро. С условием, что нам вернут разницу, по факту расхода топлива. Из расчета 14.6 евро за мото-час. Не знаю, может, это было связано с тем, что еще не сезон? И не везде работали заправки? Еще реверанс в сторону LeBoat. Нам не посчитали расход топлива за неисправный кораблик. И добавили один дополнительный день в подарок, в качестве компенсации! Отопитель у нас работал всю неделю не выключаясь, круглосуточно. «Газу» давали по полной, если можно так сказать: ехали и так не быстро. Кроме участков, где знаками обозначена необходимость пониженной скорости… Сожгли по итогу едва половину суммы депозита. Стоянки обходились в 25-30 евро. Электричество и вода отдельно. В среднем 0,5 евро стоили каждые 100 литров воды и 0,5 евро за 1 кВт электроэнергии. Но при том, всегда есть бесплатные стоянки, на выбор. Воду можно набрать отдельно и уйти на зеленую швартовку, например, на один из многочисленных островов. По итогу, нам судовая касса, вышла чуть больше 100 евро на человека за неделю. Это продукты, топливо, стоянки.
Погода. Конечно, не то, что мы себе намечтали, сидя дома, в заснеженной Латвии… Но и не испортила нам отдыха. Хотя было все-и слой града на палубе в несколько сантиметров, и ветер в порывах до 100 км в час. И солнце, на котором я умудрился даже загореть лицом. Нормальная такая, весенняя погода, характерная для Северного моря.
Люди. Голландцы удивительно доброжелательны, отзывчивы и улыбчивы. На любые вопросы всегда ответят, и обязательно спросят напоследок, могут ли еще чем помочь? Везде такое отношение-в магазине, в марине, музее или просто на улице. Все проходя, здороваются. Встречные — проходящие экипажи машут руками как старым знакомым.
Что удивило?
Животный мир. В полях пасутся косули, во дворах живут кролики. Дикие. Целыми семьями. Выроют нору под деревом и выходят столоваться к кошачьей миске во дворе. Им не удивляется никто, как мы, например, не реагируем на кротов.
Трудолюбие и неспешность местных жителей. Понимая, наблюдая, сколько усилий они прикладывают сегодня для содержания своей земли в порядке… Представляя, сколько веков ежедневного труда потрачено на это, проникаешься невольным, но искренне заслуженным уважением… 9 миллионов человек живут сегодня ниже уровня моря! А это значит, что воду необходимо постоянно откачивать в море, следить за состоянием существующих, и строить новые гидротехнические сооружения, дамбы…
Культурная программа.
Несмотря на то, что еще не сезон, и часть музеев закрыта, мы каждый день получали массу уникальных впечатлений. Фото не расскажут всего. Но поверьте, было здорово!
Поедем ли еще? Однозначно да! В сентябре. Почему именно осенью? Об этом, отдельной статьей расскажу)
Тюльпаны? Мельницы?
Цветы, конечно, видели. В аэропорту и в магазинах. На полях еще зеленые, холодно… А что касается мельниц-их столько, что через пару часов перестаешь на них обращать внимание. А вы знали, что они не муку мелют, а поднимают воду из каналов обратно в море?
Максим Спутай, главный редактор Яхт-Радио
5 комментариев
Петров
Довольно интересно все это,сгонять в Европу,покататься на речных трамвайчиках в Голландии..вопрос ,кактуда сейчас попасть из России, чтобы по меньше проблем было..?
Максим
На днях было пересечение границы, рассказываю подробно. Билеты Москва — Рига, автобусом ECOLINE, покупали в столице. При цене 60 евро за один, если в валюте, заплатили рублями 15500 за двоих. Фактический курс вычисляйте сами… Автобус битком. 72 пассажира. Половина -украинцев. На границе много пешеходов. Очень. Молодые, пожилые, дети, разные… Много с собакенами и котеями. Сходу научился отличать «их» и «нас». Смотрю в зеркало и вижу хоть уставшее, но довольное лицо. Домой еду! Они же все, с одной печатью в глазах-тревога. Улыбаются, шутят, но глаза выдают. Едут от беды и в неизвестность. «Из Донецка в Москву, теперь в Ригу и дальше в Грецию… А там на месте, посмотрю…»(С) Проходят границу все по разному. Видел женщину с двумя крупными дворнягами и одним рюкзачком. В нем еда, вода. Себе и друзьям хвостатым. Поит их, и сама, из одной бутылки. Из одежды-что на себя влезло. Как капуста-пара флисок, пара курток, сверху плед. И глаза… В них все читается… Есть те пешеходы, что «нейтралку» проходят в несколько этапов. Рюкзак за спиной, рюкзак спереди, в каждой руке по сумке на колесиках. И плюсом по баулу сверху на каждой. Доходит до середины, сгружает, возвращается и еще ходка, полностью груженая… И так дальше, вторую часть пути преодолеть. Головы к земле клонят, глаз не поднимают, сутулятся все. Идут как роботы, на автопилоте. Сука война… Границу проходим опять, в сумме больше 5-и часов. Догнали дополнительный рейс, что вышел на 3 часа раньше из Москвы. Паспорт+основание для выезда из России. У меня ВНЖ. Прививки, ПЦР, не нужны и не интересны давно. Маски не требуют. Очередь легковых-Россия, Украина, Молдавия. На удивление, бодро проходят границу грузовики. Скорость прохождения транспорта тормозит тотальная реконструкция погранперехода Бурачки-Терехово. Стройка, разрытые дороги. Работают все предусмотренные изначально полосы и окна. Пограничники с обоих сторон границы, искренне стараются помочь, обьяснить, поддержать, работать быстро. И вме равно-уже пошел шестой час, а мы еще на стороне Латвии проходим оформление. Одна радость-здесь пришел пограничник, собрал паспорта, сидим ждем. Не надо выходить с вещами и проходить через «телевизор» и паспортный контроль. Хотя, так можно выйти, размяться). Прохождение границы, по времени, непредсказуемо. Кто соберется, делайте поправку на этот момент. В остальном все хорошо. Тепло и чуть ветрено. Всех обнял, всем добра и мирного неба!
Виктор
Отличный..подробный коммент, очень много ответов на актуальные вопросы нашел в нем. В частности долго мучал вопрос о пересечении границы с ЕС в современных реалиях. Честно думал, что сейчас это не реально.
Максим
Пришло время, пересекать границу в обратном направлении Рига-Москва ..расказываю подробно. Границы, обе, прошли за 4 часа. Как и в прошлый раз. Но в целом, на уровне ощущений, как-то легче и быстрее вышло. Или привыкли уже, втянулись в такой ритм путешествий? Автобус полный опять. Нет свободных мест. Половина — граждане Украины. Через Польшу, Латвию и Россию, добираются домой. Донецк, Волноваха… Домой… Если есть еще у кого…. Пешеходов поток не стал меньше. Попутки, такси, друзья подвозят. А там, дальше как, спрашиваю? Как получится… На вьезде в Россию у всех проверяют «основание для вьезда». Машин легковых в Россию почти нет. Несколько в нейтралке стояло, и все. Грузовики идут бодро. Но и очередь не малая их. На выезд из России очередь легковых не длинная. Насчитал 16 машин. И идет не очень быстро… В целом, ощущение, что нагрузка на границу стала чуть меньше. Доклад закончил). На обратном пути еще расскажу, что увижу.
Stepan
В доковидные времена на пересечение обоих границ,с учетом пробок тоже уходило часа три-четыре.